Определение понятия « Проблемное
обучение»
Проблемное
обучение - организованный педагогом способ активного взаимодействия ребенка
с проблемно - представленым содержанием обучения, в ходе которого он
приобщается к объективным противоречиям знания и способом их решения.
Ребенок
учится мыслить, творчески усваивать знания. В основе проблемного метода лежит
не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Поиск решения поставленной
педагогом задачи- это и есть основа проблемного обучения.
Функции проблемного обучения:
✔
развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и
творческих способностей детей;
✔
усвоение детьми знаний и способов умственной практической
деятельности;
✔
воспитание навыков творческого усвоения знаний;
✔
воспитание навыков творческого применения знаний и умение
решать проблемы;
✔
формирование и накопление опыта творческой деятельности
(овладение методами научного исследования и творческого отображения
действительности);
✔
формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и
познавательных потребностей.
✔
Уровни проблемности в обучении:
1.
Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании
и обсуждении детьми.
2.
Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством
находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей
решения (частично-поисковый метод).
3.
Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка
воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её
решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её
самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её
решения. (Исследовательский метод).
Схема проблемного обучения (структура)
1. Постановка
педагогом проблемной задачи.
2. Создание для детей
проблемной ситуации.
3. Осознание,
принятие и самостоятельное решение возникшей проблемы.
Успехом
«проблемной» образовательной деятельности становится грамотно созданная и
поставленная педагогом проблемная ситуация.
С
психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или
менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием,
несогласованностью между имеющимися знаниями
ребенка и теми знаниями, которые необходимы для решения возникшей или
предложенной задачи.
Психологические условия проблемного метода обучения:
Проблемная
ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний, проблемная ситуация
должна быть доступной для обучаемых, проблемная ситуация должна вызывать
собственную самостоятельную познавательную
деятельность и активность детей.
Задания
должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже
имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и
нахождения неизвестного.
Достоинства
проблемного обучения:
✔
высокая самостоятельность детей;
✔
формирование познавательного интереса;
✔
формирование личностной мотивации ребенка;
✔
развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у
ребенка.
Примеры проблемных
ситуаций
Тема: «Грибы». Незнайка зовёт
детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
Тема: «Дом»,
«Свойства материалов». Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться
от волка и не знают, из какого материала это сделать.
Тема: «Фрукты». Путешествуя по
пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли
напиться?
Тема: « Язык
мимики и жестов». Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
Тема: « Свойства
металлов». Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но
ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не
тонет.
Тема: «Дружба
красок». Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
Тема: « Выше,
ниже». Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но
он никак не может решить, какая ель самая высокая.
Тема: «Объём». Знайке необходимо
определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким
горлышком.
Тема: «Свойства материалов». В дождливую
погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в
детский сад, не промочив ноги.