Детство — это время, которое запоминается на всю оставшуюся жизнь. На этом этапе мы учимся общаться, выражать себя, воспринимать мир и формировать свою личность

25 сентября 2019 г.

«Проблемные методы в развивающем обучении дошкольников»

         Определение понятия « Проблемное обучение»
         Проблемное обучение - организованный педагогом способ активного взаимодействия ребенка с проблемно - представленым содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям знания и способом их решения.
         Ребенок учится мыслить, творчески усваивать знания. В основе проблемного метода лежит не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Поиск решения поставленной педагогом задачи- это и есть основа проблемного обучения.
Функции проблемного обучения:
     развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей детей;
     усвоение детьми знаний и способов умственной практической деятельности;
     воспитание навыков творческого усвоения знаний;
     воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать  проблемы;
     формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
     формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
      
Уровни проблемности в обучении:
         1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
         2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
         3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).

Схема проблемного обучения (структура)
1. Постановка педагогом проблемной задачи.
2. Создание для детей проблемной ситуации.
3. Осознание, принятие и самостоятельное решение возникшей проблемы.
         Успехом «проблемной» образовательной деятельности становится грамотно созданная и поставленная педагогом проблемная ситуация.
         С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями  ребенка и теми знаниями, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

Психологические условия проблемного метода обучения:
         Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний, проблемная ситуация должна быть доступной для обучаемых, проблемная ситуация должна вызывать собственную самостоятельную  познавательную деятельность и активность детей.
         Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения:
     высокая самостоятельность детей;
     формирование познавательного интереса;
     формирование личностной мотивации ребенка;
     развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у ребенка.

Примеры проблемных ситуаций
Тема: «Грибы». Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
Тема: «Дом», «Свойства материалов». Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
Тема: «Фрукты». Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
Тема: « Язык мимики и жестов». Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
Тема: « Свойства металлов». Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
Тема: «Дружба красок». Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
Тема: « Выше, ниже». Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
Тема: «Объём». Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
Тема: «Свойства материалов». В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.